Самым надёжным из существующих методов контрацепции, гарантирующих защиту от инфекций, передающихся половым путём, и нежелательной беременности, остаются презервативы (СБК). При покупке барьерного контрацептива в первую очередь стоит обратить внимание на качество, сохранность целостности упаковки, а также срок годности. Покупать презервативы следует в аптеке, потому что именно там наиболее подходящие условия для их длительного хранения.
В аптеках представлен широкий ассортимент средств барьерной контрацепции. В январе-июне 2018 года на аптечных полках можно было найти 423 различных наименования контрацептивов, которые представляют 52 бренда от 40 производителей.
Согласно данным Ежемесячного розничного аудита, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), рынок барьерных контрацептивов уменьшился на 1,4% в стоимостном выражении и на 4,0% в натуральном за счёт падения продаж лидеров рейтинга – брендов Contex (-16,6% в руб.) и Vizit (-38,1%). Таким образом, в 1 полугодии 2018 года ёмкость рынка СБК составила 12,9 млн. упаковок или 3,2 млрд. рублей.
Производители ежегодно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются презервативы, поэтому на рынке постоянно появляются новые игроки. Так, в 1 полугодии 2018 года в аптеках появились семь «новинок», наиболее успешными из которых оказались: «Априкс» (11 место) и Vitalis Premium (40 строчка). Помимо этого, производители выпускают средства барьерной контрацепции в упаковках различных объёмов от «№1» до «№100». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 68,9% рынка в натуральном выражении. В рублях лидирует упаковка «№12», которая составляет 48,0% в объёме выручки аптек в своём сегменте.
На рынке продолжается тенденция роста потребительского спроса на пачки презервативов с большим объёмом упаковки. Наибольшим приростом продаж отметились упаковки «№30» (+358,4% в упаковках по сравнению с 1П 2017 г.) и «№24» (+264,6%). При этом спад спроса затронул все небольшие упаковки «№1» (-8,3% продаж в натуральном выражении), «№2» (-26,2%) и «№3» (-4,9%).На 2,7% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки контрацептивов по итогам первого полугодия 2018 года и составила 247 рублей. При этом в аптеке один презерватив в среднем обходится покупателю в 47 рублей. При рассмотрении цен на бренды из ТОП-10 можно отметить, что у 6 марок наблюдается снижение стоимости. Максимальное падение цены было отмечено у Spring (один презерватив стал стоить на 11,3% дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Viva (+2,0%). Самым дешёвым оказался презерватив под брендом Viva (14 руб./шт.), самые дорогие бренды – Play Boy (68 руб./шт.) и Durex (67 руб./шт.).
За год состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении перетерпел изменения. Бренд Contex (-16,6%) уступил первое место Durex (+53,9%) в результате разнонаправленной динамики. Доля рынка данного бренда сократилась с 51,0% до 43,2% в 1 полугодии 2018 г. Кроме того, Durex сумел восстановить утраченные позиции и увеличил свою долю на рынке на 15,8% (43,8%).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 1П 2018
Рейтинг 1П 2017 |
Рейтинг 1П 2018 |
Бренд |
Доля рынка, 1П 2018 |
Прирост, 1П 2018 / 1П 2017, % |
2 |
1 |
Durex |
43,8% |
+53,9% |
1 |
2 |
Contex |
43,2% |
-16,6% |
3 |
3 |
Vizit |
4,9% |
-38,1% |
6 |
4 |
Viva |
2,4% |
+35,1% |
4 |
5 |
Sico |
2,3% |
-41,3% |
7 |
6 |
Спарта |
0,6% |
-48,3% |
5 |
7 |
Play Boy |
0,6% |
-78,9% |
12 |
8 |
Control |
0,4% |
+94,1% |
10 |
9 |
Masculan |
0,4% |
-29,7% |
13 |
10 |
Spring |
0,3% |
+71,9% |
Максимальное снижение объёмов продаж коснулось американского бренда Play Boy (-78,9% в рублях и -76,3% в штуках презервативов), что позволило Viva (Karex Industries) подняться на 2 позиции вверх. Максимальный прирост показал испанский бренд Control (+94,1% в рублях), поднявшись на 4 строчки вверх.
За первые шесть месяцев 2018 года через аптеки было реализовано около 67,7 млн. штук барьерных контрацептивов (на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2017 г.). Состав рейтинга по количеству проданных презервативов практически повторяет стоимостной рейтинг.
Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 1П 2018
Рейтинг 1П 2017 |
Рейтинг 1П 2018 |
Бренд |
Доля рынка, 1П 2018 |
Прирост, 1П 2018 / 1П 2017, % |
Цена за один презерватив, руб. |
1 |
1 |
Contex |
46,8% |
-8,9% |
43,3 |
2 |
2 |
Durex |
30,7% |
+60,6% |
67,0 |
4 |
3 |
Viva |
7,8% |
+32,5% |
14,4 |
3 |
4 |
Vizit |
6,6% |
-33,6% |
34,6 |
5 |
5 |
Sico |
2,5% |
-39,2% |
43,3 |
7 |
6 |
Спарта |
0,9% |
-49,1% |
29,0 |
12 |
7 |
Неваляшка |
0,7% |
+12,2% |
3,9 |
16 |
8 |
Control |
0,5% |
+93,0% |
36,4 |
11 |
9 |
Masculan |
0,5% |
-30,6% |
40,5 |
17 |
10 |
Spring |
0,4% |
+93,9% |
36,0 |
Голландский бренд Spring компании «Донгай Биомед» в январе-июне 2018 года попал в рейтинг презервативов на 10 строчку (+7 мест) за счёт прироста объёма реализации на 93,9%. Также стоит отметить ещё одного «новичка» ТОП-10 – испанский бренд Control (Tecnilatex), который показал один из максимальных приростов продаж среди основных конкурентов (+93,0%) и занял 8 место.