Диагностические приборы и средства относятся к большой группе аптечного ассортимента «Изделия медицинского назначения (ИМН)» и имеют свои специфические особенности, поэтому компания DSM Group выделяет их в отдельный сегмент. Группа диагностических приборов и средств достаточно разнообразна и включает в себя 34 типа товаров. Наиболее популярными средствами в стоимостном выражении являются «Тест-полоски для глюкометра» (доля 42,1%) и «Тонометры» (доля 32,8%), в натуральном – «Тест на беременность» (доля 52,1%) и «Термометр» (доля 16,7%).
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), за первые 6 месяцев 2018 года в аптеках страны было продано 26,6 млн. упаковок диагностических приборов и средств на сумму 10,9 млрд. рублей. Это на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2017 года в рублях и на 2,5% меньше в упаковках.
В первые 6 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года более половины наиболее популярных типов средств группы увеличили объёмы продаж в рублях. Максимальный рост «показали» бренды, входящие в группу «Тест диагностический» (+25,3%), наибольший темп снижения был отмечен у группы «Тест на овуляцию» (-21,9%).
ТОП-10 типов диагностических приборов и средств по стоимостным объёмам продаж, январь-июнь 2018 г.
Тип средства |
Доля, 1П 2018 г. |
Прирост 1П 2018 г. / 1П 2017 г. |
Тест-полоски для глюкометра |
42,1% |
+14,1% |
Тонометр |
32,8% |
-1,5% |
Тест на беременность |
11,3% |
-15,9% |
Термометр |
5,8% |
-8,9% |
Глюкометр |
4,4% |
+9,7% |
Тест на овуляцию |
1,2% |
-21,9% |
Ланцеты |
0,7% |
+15,1% |
Тест для определения наркотиков |
0,7% |
+5,0% |
Тест-полоски |
0,3% |
+19,8% |
Тест диагностический |
0,2% |
+25,3% |
Практически все группы диагностических приборов увеличили объёмы реализации в упаковках, кроме групп «Тест на овуляцию» (-11,0%), «Тест на беременность» (-10,3%) и «Термометр» (-1,0%). Максимальный рост коснулся группы «Тест-полоски для глюкозы и кетонов» (+110,9%).
ТОП-10 типов диагностических приборов и средств по натуральным объёмам продаж, январь-июнь 2018 г.
Тип средства |
Доля, 1П 2018 г. |
Прирост 1П 2018 г. / |
1П 2017 г. |
||
Тест на беременность |
52,1% |
-10,3% |
Термометр |
16,7% |
-1,0% |
Тест-полоски для глюкометра |
16,6% |
+14,9% |
Тонометр |
7,1% |
+9,2% |
Глюкометр |
2,1% |
+30,2% |
Ланцеты |
1,6% |
+18,5% |
Тест для определения наркотиков |
1,4% |
+10,6% |
Тест на овуляцию |
1,3% |
-11,0% |
Тест-полоски |
0,2% |
+41,1% |
Тест-полоски для глюкозы и кетонов |
0,2% |
+110,9% |
В группе «Тест диагностический» отмечается максимальное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки по итогам первых шести месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017: +9,5%. Максимальное снижение стоимости упаковки в группе «Глюкометр»: -15,7%.
Глюкометры и тест-полоски для глюкометра в аптеках
Совокупно глюкометры и тест-полоски для глюкометра в аптеках занимают порядка 46,5% от объёма реализации диагностических приборов и средств. Основными игроками на данном рынке являются F.Hoffmann-La Roche и Johnson & Johnson, которые занимают 41,3% и 40,7% соответственно данного сегмента в стоимостном выражении. Также заметную долю в данном сегменте занимает отечественная компания «Элта» (9,8%) и зарубежный производитель Bayer (7,3%).
Тонометры в аптеках
Тонометры – наиболее представленный тип товаров из диагностических приборов. По итогам первых 6 месяцев 2018 года в аптеках продавалось более 220 различных вариантов тонометров. На отечественном рынке выделяются две крупнейших компаний, которые занимают примерно 80% аптечного рынка тонометров: японские компании A&D (44,1%) и Omron (35,8%). При этом в штуках также лидирует компания A&D – 43,9%, тогда как на тонометры Omron приходится 29,7%.
Тесты на беременность в аптеках
В аптеках по итогам шести месяцев текущего года продавалось 109 различных наименований тестов на беременность, которые производятся 35 производителями. Наиболее популярный у потребителей бренд Evitest (34,0% стоимостного объёма).