Желание сбросить лишние килограммы ежедневно (и особенно весной) преследует чуть ли не каждого. Кто-то забывает об этом к очередному приему пищи, кто-то откладывает это «до понедельника», кто-то идет в спортзал, а кто-то ищет альтернативные способы похудеть.
Одним из таких способов является прием БАД – биологически активных добавок, которые обеспечивают организм питательными веществами и микроэлементами, способствующими снижению веса, и при этом помогают поддерживать силы организма человека, работу его внутренних органов, дают дополнительное витаминное питание.
Сегодня на полках в аптеках можно увидеть широкий спектр препаратов, у которых одним из основных назначений будет «похудение». В 2018 году потребитель мог сделать выбор из 192 брендов от 155 производителей (около 500 полных наименований).
Сезонность продаж, 2015-2018 гг.
Группа БАД для похудения имеет ярко выраженную сезонность. Традиционно к лету все хотят привести себя в хорошую форму, поэтому с марта и по июнь продажи БАД, способствующих снижению веса, возрастают. А затем наблюдается резкий спад спроса. Если в осенне-зимние месяцы в среднем в аптеке приобретается около 500 тыс. упаковок препаратов данной группы, то в пиковый период продажи возрастают до 800 тыс. упаковок. Всего за 2018 год было реализовано 7,9 млн упаковок БАД для похудения на сумму 2,28 млрд руб. Отметим, что данная группа занимает 4,3% в продажах БАД в целом.
Динамика продаж средств для похудения имеет отрицательный тренд: на протяжении последних четырех лет в упаковках объем сокращается на 8% ежегодно, в рублевом выражении падение составляет 6%. Такая динамика связана в том числе и с ухудшением покупательской способности населения — рынок БАД в целом имеет невысокие показатели; при этом данная группа не относится к категории первой необходимости, поэтому отказ от покупки средств для похудения происходит в первую очередь. С другой стороны, есть негативный тренд со стороны официальной медицины и происходят скандалы, связанные с запрещёнными веществами в составе БАД, хотя это и не относится к группе средств для снижения веса.
В 2018 году средневзвешенная стоимость одной упаковки составила 288 рублей, что на 5% ниже, чем в 2017 году. Наибольшим спросом у потребителей пользовались средства с ценой до 150 руб. — 53,5% рынка в упаковках. Самый высокий объём продаж приходится на дорогостоящий сегмент свыше 500 рублей: доля 44,7% в рублях.
Ценовая структура, 2018 г.
Различие в ценовой категоризации БАД для похудения связано с тем, в какой форме выпуска предлагается тот или иной продукт. В дешевый ценовой сегмент в основном попадают «батончики» или «коробки с пакетиками чая». Сегмент с ценой свыше 500 рублей представлен практически 95% «капсулами» и «таблетками» с более сложным составом, при этом объем упаковки всегда большой, рассчитанный сразу на длительный курс приёма.
При рассмотрении структуры группы по происхождению стоить отметить, что в группе БАД для снижения веса как в деньгах, так и в упаковках, преобладают отечественные средства — их доля в 2018 году составила 83,0% в стоимостном и 76,5% в натуральном выражении. К слову, такая картина традиционна для рынка БАД: иностранные производители занимают долю продаж заметно ниже.
Структура по происхождению, 2018 г.
Группу БАД для похудения можно разделить на несколько подгрупп по принципу действия. Максимальную долю как в деньгах, так и в упаковках занимают средства, оказывающие комплексное воздействие. К этой категории относится около 120 полных наименований БАД, которые представлены в различных формах выпуска: начиная от «капсул» и заканчивая «карамелью». Например, компания «Доро» как раз выпускает «леденцовую карамель» с тематическим названием «Анти-аппетит». Из «экзотических» форм выпуска можно отметить еще «бальзам»: производитель «Сиб-Крук» предлагает продукт «ЗОЛОТАЯ СИБИРЬ Д/СНИЖЕНИЯ ВЕСА БАЛЬЗАМ 250 МЛ №1».
Структура по действию, 2018 г.
На втором месте по популярности БАД со слабительным или мочегонным эффектом — доля 35% в упаковках. В этой категории большое количество всевозможных чаев. А вот в деньгах второе место занимает подгруппа средств, снижающих всасывание жиров и/или уменьшающих количество жировых отложений. В данной категории представлены в основном таблетки и капсулы.
Минимальную долю в емкости БАД для похудения занимают препараты, регулирующие чрезмерный аппетит и/или снижающие тягу к мучному и сладкому — 9,1% в упаковках и 8,8% в рублях. Здесь наиболее популярны препараты в форме «порошков».
Ниже приведем наиболее популярные препараты в каждой группе.
Ключевые бренды, 2018 г.
БАД для похудения со слабительным и/или мочегонным эффектом |
|||
Бренд |
Доля от подгруппы, руб. |
Лидирующая позиция |
Цена, руб. |
ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА |
27,9% |
ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА ЭКСТРА ЧАЙ 3 Г №20 |
286,8 |
ГРИН-СЛИМ ТИ |
23,0% |
ГРИН-СЛИМ ТИ АНАНАС ЧАЙ 2 Г №30 |
90,7 |
ПОХУДЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ |
15,9% |
ПОХУДЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ ЛИМОН ЧАЙ 2 Г №30 |
85,7 |
ФИТОМУЦИЛ |
12,0% |
ФИТОМУЦИЛ СЛИМ СМАРТ ПОРОШОК 5 Г №30 |
1 071,2 |
СУПЕР-СЛИМ |
7,2% |
СУПЕР-СЛИМ ЛИМОН ЧАЙ 2 Г №30 |
85,5 |
БАД, регулирующие чрезмерный аппетит и/или снижающие тягу к мучному и сладкому |
|||
Бренд |
Доля от подгруппы, руб. |
Лидирующая позиция |
Цена, руб. |
ТУРБОСЛИМ |
72,0% |
ТУРБОСЛИМ КОФЕ ПОРОШОК 2 Г №10 |
285,5 |
ГАРЦИНИЯ ФОРТЕ |
14,2% |
ГАРЦИНИЯ ФОРТЕ ТАБЛЕТКИ 230 МГ №80 |
378,6 |
ЭВАЛАР БИО |
4,9% |
ЭВАЛАР БИО ДЛЯ КОНТРОЛЯ АППЕТИТА ЧАЙ 1,5 Г №20 |
141,3 |
КЛЕТЧАТКА СИБИРСКАЯ |
2,4% |
КЛЕТЧАТКА СИБИРСКАЯ СТОПАППЕТИТ ПОРОШОК 170 Г №1 |
115,6 |
ЛЕОВИТ |
1,6% |
ХУДЕЕМ ЗА НЕДЕЛЮ БИОСЛИМИКА СУП-ПЮРЕ КУРИНЫЙ ПОРОШОК 20 Г |
35,8 |
БАД, снижающие всасывание жиров и/или уменьшающие количество жировых отложений |
|||
Бренд |
Доля от подгруппы, руб. |
Лидирующая позиция |
Цена, руб. |
ТУРБОСЛИМ |
85,3% |
ТУРБОСЛИМ НОЧЬ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА КАПСУЛЫ 0,3 Г №30 |
505,1 |
ЛЕВОКАРНИЛ |
4,6% |
ЛЕВОКАРНИЛ ЭВАЛАР ТАБЛЕТКИ 500 МГ 1,2 Г №30 |
409,7 |
ЭВАЛАР ХИТОЗАН |
4,3% |
ЭВАЛАР ХИТОЗАН ТАБЛЕТКИ 2120 МГ 0,5 Г №100 |
480,6 |
ЭВАЛАР ЛИПОТРОПНЫЙ ФАКТОР |
1,3% |
ЭВАЛАР ЛИПОТРОПНЫЙ ФАКТОР ТБ П/О 1,2 Г №60 |
592,9 |
ГОЛДЛАЙН ЛАЙТ |
1,2% |
ГОЛДЛАЙН ЛАЙТ КАПСУЛЫ 475 МГ №90 |
3 572,3 |
БАД для похудения, оказывающие комплексное воздействие |
|||
Бренд |
Доля от подгруппы, руб. |
Лидирующая позиция |
Цена, руб. |
ТУРБОСЛИМ |
45,6% |
ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ ЧАЙ 2 Г №20 |
290,2 |
МОДЕЛЬФОРМ |
27,8% |
МОДЕЛЬФОРМ 40+ КАПСУЛЫ 380 МГ №30 |
940,6 |
РЕДУКСИН ЛАЙТ |
10,5% |
РЕДУКСИН ЛАЙТ КАПСУЛЫ 625 МГ №90 |
1 720,0 |
ХУДЕЕМ ЗА НЕДЕЛЮ |
3,5% |
ХУДЕЕМ ЗА НЕДЕЛЮ МЕГАСЛИМ КАПСУЛЫ 0,5 Г №30 |
314,9 |
SOLGAR |
3,0% |
SOLGAR ТЕРМОГЕННЫЙ КОМПЛЕКС СО СВЕТОЛОМ КАПСУЛЫ №60 |
3 573,4 |