Продажи зубных паст в аптеках в 1 квартале 2019 года

24.05.2019

Уход за полостью рта — профилактическая процедура, которую необходимо ежедневно проводить каждому человеку. Зубная паста помогает не только осуществлять гигиенические процедуры, но и решать конкретные задачи: профилактировать кариес зубов, снижение их чувствительности, укреплять дёсны, устранять запах изо рта и т. д. Поэтому выбор зубной пасты для регулярного ухода — ответственная задача, от которой зависит здоровье зубов и дёсен. Индивидуально подобрать пасту в зависимости от состояния полости рта и целей использования может помочь фармацевт-консультант в аптеке.

Аптечный рынок предлагает потребителям 48 видов средств по уходу за полостью рта: бальзамы и ополаскиватели, щётки, пасты, межзубные ёршики, нити и др. Наибольшую долю в натуральном эквиваленте, по данным Ежемесячного розничного аудита DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в 1 квартале 2019 года заняли средства по уходу за протезами — кремы для фиксации протезов, таблетки для чистки, прокладки и порошки (36,4% в своём сегменте). На втором месте — зубные пасты (доля 25,6% в упак.). Замыкают тройку лидеров зубные щётки (11,7%), включая электрические приборы и специализированные щётки для детей. Ранее зубные пасты стабильно удерживали первую строчку. Во многом смена позиций объясняется тем, что аптеки не являются основным каналом сбыта данной категории средств, и, как следствие, продажи паст смещаются в другие каналы.

  Структура рынка ухода за полостью рта в натуральном выражении за 1 кв. 2019 г.


Тем не менее, в начале 2019 года на аптечных полках можно было найти 937 различных полных наименований зубных паст, которые представляют 104 бренда. Кроме того, на рынке присутствовало большое количество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например R.O.C.S., Lacalut, Splat, которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёмам реализации в стоимостном выражении.

По итогам 1 квартала 2019 года ёмкость рынка зубных паст составила 3,7 млн упаковок на сумму 714 млн рублей (в розничных ценах). Относительно января-марта 2018 года объём продаж сократился на 7,0% в рублях и на 15,7% в упаковках. При этом средневзвешенная стоимость одной упаковки пасты выросла на 10,2%, и составила 195 рублей.

Динамика объёма продаж зубных паст, 2015 – 1 кв. 2019 гг.


Аптечный рынок зубных паст пополам разделён между российскими и зарубежными брендами. В упаковках пасты отечественного производства занимают 53,5% рынка средств для ухода за полостью рта. При этом в рублёвом эквиваленте из-за более низкой цены (175 руб./упак. против 218 руб./упак. у импортных паст) их доля ниже – 48,0%.

Структура продаж зубных паст по происхождению за 1 кв. 2019 г.



Рынок зубных паст достаточно высоко концентрирован: на ТОП-10 производителей приходится 90,7% аптечного рынка в стоимостном выражении и 90,3% в натуральном эквиваленте. Десятка лидеров осталась неизменной. Однако корпорации Gaba Produktion (+42,5% в руб.) и Unilever (-11,7%) поменялись местами в результате разнонаправленной динамики. У шести компаний из десяти сократились объёмы реализации, максимальный темп снижения у производителя GlaxoSmithKline (-14,8%). Международная корпорация выпускает 3 бренда зубных паст. Падение продаж обусловлено отрицательной динамикой основного бренда фирмы — «Сенсодин» — на 16,2% в рублях. Самый значительный прирост реализации — у компании Gaba Produktion (+42,5%), компания выпускает зубную пасту под маркой «Элмекс».

Рейтинг производителей по стоимостным объёмам продаж за 1 кв. 2019 г.

Рейтинг

1 кв. 2018

Рейтинг

1 кв. 2019

Производитель

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

«Еврокосмед»

176,7

24,7%

-6,9%

2

2

Dr.Theiss Naturwaren

136,8

19,2%

-9,3%

3

3

GlaxoSmithKline

123,3

17,3%

-14,8%

4

4

«Сплат-Косметика»

76,9

10,8%

-12,8%

5

5

«Премьер-Продукт»

34,5

4,8%

+4,8%

6

6

«Вертекс»

26,5

3,7%

+4,9%

7

7

Colgate Palmolive

26,0

3,6%

+12,8%

9

8

Gaba Produktion

20,9

2,9%

+42,5%

8

9

Unilever

15,2

2,1%

-11,7%

10

10

«Фармасофт»

11,2

1,6%

-12,7%

 Что касается рейтинга брендов, R.O.C.S. и Lacalut сохранили первые позиции в рейтинге торговых наименований. На третью строчку поднялась марка Splat, вытеснив «Сенсодин» из тройки лидеров. Наилучшую динамику продемонстрировали импортные пасты «Элмекс» (+42,5%) и Colgate (+12,8%). При этом шесть брендов из 10 сократили объём реализации, максимальное падение — у брендов «Сенсодин» и «Лесной бальзам» - на 16,2% и 13,9% соответственно.

   Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж за 1 кв. 2019 г.

Рейтинг

1 кв. 2018

Рейтинг

1 кв. 2019

Бренд

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

R.O.C.S.

174,1

24,4%

-6,6%

2

2

«Лакалют»

136,8

19,2%

-9,3%

4

3

Splat

73,3

10,3%

-11,8%

3

4

«Сенсодин»

70,7

9,9%

-16,2%

5

5

«Пародонтакс»

50,2

7,0%

-13,0%

6

6

«Президент»

34,5

4,8%

+4,8%

7

7

«Асепта»

26,5

3,7%

+4,9%

8

8

Colgate

26,0

3,6%

+12,8%

10

9

«Элмекс»

20,9

2,9%

+42,5%

9

10

«Лесной бальзам»

13,6

1,9%

-13,9%


Претендентом на попадание в рейтинг стала итальянская зубная паста Biorepair, которая за год нарастила объём продаж на 7,1%.
На ТОП-10 паст по натуральным объёмам в январе-марте 2019 года пришлось 86,0% реализации. По итогам первого квартала положительную динамику показал только один бренд — «Элмекс» (+28,8%).

Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж за 1 кв. 2019 г.

Рейтинг

1 кв. 2018

Рейтинг

1 кв. 2019

Бренд

Объём продаж, тыс. упак.

Доля, %

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

R.O.C.S.

700,2

19,1%

-13,3%

2

2

«Лакалют»

593,0

16,2%

-21,8%

3

3

Splat

495,5

13,5%

-22,7%

4

4

«Сенсодин»

307,7

8,4%

-19,6%

5

5

«Пародонтакс»

277,1

7,6%

-15,9%

7

6

Colgate

193,2

5,3%

-5,9%

6

7

«Лесной бальзам»

189,3

5,2%

-14,5%

8

8

«Президент»

182,0

5,0%

-4,7%

9

9

«Асепта»

136,5

3,7%

-5,1%

11

10

«Элмекс»

78,4

2,1%

+28,8%


Несмотря на то, что врачи рекомендуют со сменой зубной пасты менять и зубную щетку, продажи по количеству тех и других в аптеках не совпадают. За год в среднем реализуется 5,5 млн штук щеток на сумму 1,34 млрд руб. (по данным за 2018 год). Динамика данной категории также отрицательная, и тренд сохраняется и в 2019 году. В 1 квартале было реализовано 1,2 млн зубных щеток, что соответствует 325,9 млн руб. (это на 5% ниже в рублях и на 15% в упаковках относительно аналогичного периода 2018 года).

Лидером среди зубных щёток, как и среди паст, является марка R.O.C.S. А вот на втором месте находятся зубные щётки под брендом Colgate, зубная паста с тем же брендом занимает 6-ю строчку в ТОП-10. 

Бренд

Зубная паста

Зубная щётка

Рейтинг

Доля, упак.

Средневзве-

шенная цена, руб./упак.

Рейтинг

Доля, упак.

Средневзвешенная цена, руб./упак.

R.O.C.S.

1

19,1%

249

1

18,5%

222

«Лакалют»

2

16,2%

231

5

7,3%

232

Splat

3

13,5%

148

4

12,6%

171

«Сенсодин»

4

8,4%

230

17

0,3%

303

«Пародонтакс»

5

7,6%

181

13

0,8%

245

Colgate

6

5,3%

135

2

16,8%

160

«Лесной бальзам»

7

5,2%

72

11

2,6%

79

«Президент»

8

5,0%

190

7

6,1%

242

«Асепта»

9

3,7%

194

-

-

-

«Элмекс»

10

2,1%

266

14

0,7%

264

Самая дорогая паста по результатам 1 квартала 2019 года — «Элмекс» (266 руб.; зубная щётка — 264 руб.), самая дешёвая – «Лесной бальзам» (72 руб.; зубная щётка — 79 руб.). При этом самой дорогой зубной щёткой оказалось приспособление для чистки зубов под маркой «Сенсодин» — 303 руб./упак.



Возврат к списку новостей