Фармацевтический рынок предлагает потребителям широкий выбор средств контрацепции: противозачаточные таблетки, инъекции и пластыри, внутриматочный спирали, диафрагмы и шеечные колпачки и т. д. Большинство данных средств являются надёжным способом защиты от нежелательной беременности, но не от венерических инфекций. При правильном использовании презерватив эффективно защитит от ВИЧ-инфекции и ряда заболеваний, передающихся половым путём. Барьерный контрацептив (БК) наиболее удобен и прост в применении, является одним из самых доступных и относительно недорогих средств, практически не имеет противопоказаний и ограничений. Однако стоит обратить внимание на то, что презерватив защищает только от инфекций, которые передаются с помощью биологических жидкостей, а при контактных болезнях он абсолютно бесполезен (например, вирус папилломы человека, генитальный герпес, кандидоз, лобковый педикулёз и др.).
Особое внимание стоит уделить выбору модели и размера контрацептива, проверить качество, сохранность и целостность упаковки, а также срок годности. Аптека остается одним из основных каналов реализации данной продукции.
Объём реализации презервативов в аптеках, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), за январь-сентябрь 2019 года составил 19,4 млн упаковок (103,8 млн штук) на сумму около 4,9 млрд рублей. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года ёмкость рынка выросла на 0,5% в рублях и сократилась на 0,9% в упаковках. Низкая аптечная динамика потребления барьерных контрацептивов связана с высокой конкуренцией других каналов продаж, особенно по цене.

Розничный рынок предлагает широкий ассортимент средств барьерной контрацепции. По итогам первых трёх кварталов 2019 года с аптечных полок россияне приобретали продукцию 49 брендов презервативов от 40 производителей (428 полных наименований).
Производители постоянно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются средства контрацепции, поэтому на рынок постоянно выходят новые игроки. Можно выбрать подходящий размер, подобрать толщину, ароматизатор, цвет и структуру на любой вкус. Кроме того, производители выпускают презервативы в упаковках различных объёмов от «№1» до «№100». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 66,8% рынка в натуральном выражении (в упаковках). В рублях лидирует упаковка «№12», она составляет 47,2% в объёме выручки аптек.
На 1,4% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки контрацептивов по итогам первой половины 2019 года, и составила 252,2 рубля. При этом в аптеке один презерватив в среднем обошёлся покупателю в 47,1 рублей. При рассмотрении цен на бренды из ТОП-10 можно отметить, что только у двух марок наблюдается снижение стоимости. Наибольшее падение цены было отмечено у корейского бренда In Time (один презерватив стал стоить на 14,4% дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Sico (+4,6%). Самым дешёвым оказался презерватив под брендом Viva (14,6 руб./шт.), самый дорогостоящий бренд – Durex (68,4 руб./шт.).
За год рейтинг брендов презервативов в стоимостном выражении претерпел заметные изменения – в него вошли три «новичка». Состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции остался неизменным – Durex (доля 46,1% в рублях) компании Reckitt Benckiser, Contex (40,8%) производства AVK Polipharm, Vizit (3,8%) от фирмы CPR.
Рейтинг брендов по стоимостному объёму продаж за 9 месяцев 2019 года
Рейтинг YTD Sep’18 | Рейтинг YTD Sep’19 | Бренд | Объём продаж, млн руб. | Доля, % | Прирост, % YTD Sep’19 / YTD Sep’18 |
|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Durex | 2 254,0 | 46,1% | 3,7% |
2 | 2 | Contex | 1 996,6 | 40,8% | -2,3% |
3 | 3 | Vizit | 187,9 | 3,8% | -15,1% |
4 | 4 | Viva | 142,4 | 2,9% | 16,0% |
5 | 5 | Sico | 115,1 | 2,4% | 8,7% |
11 | 6 | Masculan | 31,7 | 0,6% | 76,9% |
10 | 7 | Spring | 24,0 | 0,5% | 25,0% |
14 | 8 | In Time | 21,7 | 0,4% | 131,5% |
7 | 9 | Спарта | 20,9 | 0,4% | -20,7% |
12 | 10 | Априкс | 20,7 | 0,4% | 32,5% |
Наибольшее снижение объёмов продаж коснулось тайского бренда «Спарта» (-20,7% в рублях и -16,5% в штуках презервативов). Основную роль в отрицательной динамике сыграли ребристые презервативы – в рублёвом выражении реализация наименований «Спарта ребристые презерватив №12» и «Спарта ребристые презерватив №3» сократилась на 44,5% и 38,2% соответственно. Максимальный прирост показал бренд In Time (+131,5% в рублях и +170,6% в штуках), который поднялся на 6 строчек вверх. Наилучшую динамику продемонстрировали позиции «In Time Fine презервативы особо тонкие №12» (+378,4%) и «In Time Ribbed презервативы с ребрами №12» (+361,6%). Также стоит отметить высокую положительную динамику марок Masculan (+76,9%), «Априкс» (+32,5%) и Spring (+25,0%).
За первые 9 месяцев 2019 года аптечные сети реализовали 103,8 млн штук презервативов (на 0,1% меньше, чем за январь-сентябрь 2018 года).

Состав рейтинга по количеству проданных презервативов во многом повторяет стоимостной рейтинг. В ТОП-10 по натуральным объёмам продаж попали две новинки. В штуках лидирует марка Contex (удельный вес 44,1%), на второй строчке – лидер стоимостного ТОПа Durex (31,7%), замыкает тройку лидеров Viva (9,4%). Корейский бренд In Time (+170,6% относительно 9 месяцев 2018 года) производства компании Dongkuk Trading продемонстрировал наилучшую положительную динамику среди основных конкурентов, и поднялся на 7-ю строчку с 15-й позиции. В линейке бренда 10 полных наименований, презервативы выпускаются в упаковках по 3 и 12 штук.
Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов за 9 месяцев 2019 года
Рейтинг YTD Sep’18 | Рейтинг YTD Sep’19 | Бренд | Объём продаж, млн шт. | Доля, % | Прирост, % YTD Sep’19 / YTD Sep’18 | Цена за один презерватив, руб. |
|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Contex | 45,7 | 44,1% | -3,2% | 43,6 |
2 | 2 | Durex | 32,9 | 31,7% | 1,4% | 68,4 |
3 | 3 | Viva | 9,7 | 9,4% | 16,1% | 14,6 |
4 | 4 | Vizit | 5,3 | 5,2% | -16,0% | 35,2 |
5 | 5 | Sico | 2,5 | 2,4% | 4,0% | 45,6 |
7 | 6 | Неваляшка | 0,9 | 0,8% | 20,5% | 4,5 |
15 | 7 | In Time | 0,8 | 0,8% | 170,6% | 25,8 |
6 | 8 | Спарта | 0,8 | 0,7% | -16,5% | 27,3 |
14 | 9 | Masculan | 0,7 | 0,7% | 71,4% | 42,7 |
10 | 10 | Spring | 0,6 | 0,6% | 20,3% | 37,1 |
Барьерные контрацептивы Masculan производятся в Германии корпорацией M.P.I. Pharmaceutica. По итогам января-сентября 2019 года марка попала в рейтинг на 9-е место за счёт прироста объёма реализации на 71,4%. Защитные средства выпускаются в упаковках «№2», «№3» и «№10» (19 полных наименований).
