По данным DSM Group за 9 месяцев 2014 года по программе ЛЛО (льготное лекарственное обеспечение) было закуплено 56,1 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 72,3 миллиарда рублей. В сравнении с первыми девятью месяцами прошлого года объемы лекарственного обеспечения в упаковках упали на 5,5%, в рублях сумма потраченных средств на закупку лекарств практически не изменился (-0,3%).
В 2014 году уменьшились объемы закупок в упаковках лекарственных средств импортного производства – на 10,6%. Отечественных лекарственных средств было закуплено на 1,2% больше. В стоимостных объемах произошло сокращение объемов отечественных препаратов на 9,8% и увеличение импортных на 2,0%.
По программе ЛЛО лидерами среди АТС групп второго уровня за 9 месяцев 2014 года, как и в прошлом году, по стоимостным объемам продаж являются «Противоопухолевые препараты» [L], которые занимают долю 29,4% в структуре продаж. Объемы закупки противоопухолевых лекарственных средств в 2014 году увеличились в упаковках на 10,2%, в рублях, напротив, сократились на 5,4%.
Максимальный прирост среди препаратов рейтинга АТС групп принадлежит лекарственным препаратам группы «Иммуномодуляторы» [L03] (+14,9%), отрицательный прирост – «Прочие препараты для лечения ЖКТ и нарушений обмена веществ» [А16] (-12,1%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа второго уровня «Средства для лечения сахарного диабета» [А10]: за 9 месяцев 2014 года было закуплено 9,7 миллионов упаковок лекарственных средств, что на 10,9% меньше, чем за девять месяцев 2013 года.
Примечательно, что в ТОР-10 АТС групп второго уровня по натуральным объемам продаж в 2014 году увеличились объемы закупок только у двух групп – «Гиполипидемические препараты» [C10] (+18,0%) и «Психотропные препараты» [N05] (+4,5%).
По итогам девяти месяцев 2014 года лидеры стоимостных объемов продаж не поменялись: до сих пор ими остаются бренды Мабтера, Велкейд и Копаксон-Тева. В рейтинге по объемам закупки максимальное увеличение принадлежит брендам Рекомбинат (+50,5%) и Гемофил (+41,1%). Бренды Генафаксон и Герцептин в текущем году были закуплены в меньшем объеме, чем за аналогичный период 2013 года.
ТОР-10 брендов стоимостных объемов продаж за 9 месяцев 2014 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля, 9 мес. 2014, % |
Прирост 9 мес.2014 г./ 9 мес.2013 г., % |
1 |
0 |
МАБТЕРА |
10,7 |
8,9 |
2 |
0 |
ВЕЛКЕЙД |
9,0 |
18,6 |
3 |
0 |
КОПАКСОН-ТЕВА |
6,6 |
10,6 |
4 |
+1 |
ЛАНТУС |
2,9 |
-0,1 |
5 |
+4 |
КОАГИЛ |
2,7 |
17,2 |
6 |
+2 |
ГЕРЦЕПТИН |
2,3 |
-11,7 |
7 |
-3 |
ГЕНФАКСОН |
2,1 |
-29,5 |
8 |
+6 |
ГЕМОФИЛ |
2,0 |
41,1 |
9 |
+1 |
РЕМИКЕЙД |
2,0 |
5,0 |
10 |
+9 |
РЕКОМБИНАТ |
1,8 |
50,5 |
ТОР-10 брендов по натуральным объемам продаж значительно отличается от рейтинга стоимостных продаж.
Максимальный рост принадлежит брендам Аторис и Бисопролол: в 2014 году было закуплено почти в 2 раза больше упаковок, чем в прошлом году. Сократились объемы закупок брендов Ампициллин (-29,9%) и Цефтриаксон (-25,5%).
ТОР-10 брендов натуральных объемов продаж за 9 месяцев 2014 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля, 9 мес. 2014, % |
Прирост 9 мес.2014 г./ 9 мес.2013 г., % |
1 |
+7 |
БИСОПРОЛОЛ |
2,5 |
85,8 |
2 |
-1 |
АЦЕКАРДОЛ |
2,3 |
-7,0 |
3 |
0 |
ЛОРИСТА |
1,9 |
-0,3 |
4 |
0 |
БЕРОДУАЛ |
1,7 |
0,1 |
5 |
-3 |
ХУМУЛИН |
1,6 |
-13,8 |
6 |
+1 |
ЛИЗИНОПРИЛ |
1,5 |
11,5 |
7 |
+23 |
АТОРИС |
1,4 |
87,6 |
8 |
-2 |
ДИАБЕТОН |
1,4 |
-3,7 |
9 |
+23 |
АМИНАЗИН |
1,2 |
70,1 |
10 |
+6 |
ЭНАЛАПРИЛ |
1,2 |
6,5 |