Продажи косметики в аптеках за первые 9 месяцев 2018 года

Новость

За девять месяцев текущего года рынок аптечной косметики сумел восстановиться и даже незначительно вырасти. По данным Ежемесячного розничного аудита компании ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), за январь-сентябрь 2018 года российские аптеки реализовали 138,4 млн упаковок косметических средств на сумму 33,4 млрд рублей (в розничных ценах). В рублёвом эквиваленте рынок аптечной косметики увеличился на 0,6% относительно аналогичного периода прошлого года, в натуральном выражении продажи выросли на 0,3%.

При анализе ежемесячных данных можно увидеть нестабильную динамику как в рублях, так и в упаковках относительно 2017 года. Самое значительное падение было отмечено в апреле (-5,6% в рублях и -7,2% в упаковках) и июне (-5,2% и -6,3% соответственно). Наиболее удачным месяцем стал сентябрь – объём реализации косметических средств увеличился на 11,0% в стоимостном выражении и на 6,3% в натуральном. В сентябре, когда активность ультрафиолета упала, а зимние холода ещё впереди, наступает благоприятный и безопасный сезон для косметологических процедур, чем, возможно, и обусловлен прирост продаж.

Структура продаж аптечной косметики

Косметические средства можно классифицировать по различным основаниям: по цене, назначению, каналам продвижения и т. п. По типам аптечную косметику можно разделить на 3 основные группы:

Селективная косметика (премиум и люкс класс) – дермокосметика, т. е. средства, характеризующиеся наличием специализированных линеек, чётко разделённых между собой и предназначенных для определённого состояния кожи или волос (Librederm, La Roche-Posay, Vichy).

Лечебная (активная) косметика – косметика, применяемая для лечения заболеваний, к ней относятся марки «Лошадиная Сила», «Софья», «Алерана».

Косметика (mass-market) – доступная по цене косметика; аптеки не являются основным каналом сбыта для данного вида косметических средств (например, Johnsons Baby, Garnier, Nivea и др.).

Стабильный сегмент активной (лечебной) косметики обеспечил рост объёма реализации косметических средств на фармацевтическом рынке. Данная группа занимает 49,3% рынка в рублях (+3,2% от объёма реализации) и 56,6% в упаковках (+0,4%). За 9 месяцев 2018 года в аптеках было представлено 808 различных брендов лечебной косметики от 440 производителей (4 032 полных наименования).

Продажи селективной косметики в январе-сентябре 2018 года снизились на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как результат, доля данного сегмента сократилась с 36,9% до 36,0%. В натуральном выражении вес премиальной косметики заметно ниже – 10,7%, но отрицательный прирост также был самым значительным – 0,7% за год. Такая динамика обеспечена в большей мере брендами Lierac (-30,6% в руб.) и Librederm (-7,9%).

Для mass-market косметики аптека не является основным каналом продвижения. Однако этот подсегмент занимает 32,7% рынка в натуральном выражении и пользуется популярностью у россиян, так как представлен достаточно бюджетными средствами. Поэтому доля в рублях mass-market косметики составляет 14,6%.

Средняя стоимость косметического средства в розничных ценах аптек за январь-сентябрь 2018 года составила 241,1 рублей за упаковку. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года цена выросла на 0,4%. При рассмотрении рынка по сегментам можно увидеть, что все категории кроме лечебной косметики упали в цене. Стоимость одной упаковки активной косметики стала дороже на 2,8%, а вот цены на средства из масс-маркет и премиум сегментов снизились на 2,4% и 0,9% соответственно.

Аптека предлагает клиентам огромный выбор косметических средств в различных формах выпуска и с различным предназначением. Самой востребованной косметикой оказалась многофункциональная (на её долю пришлось 19,6% объёма продаж в рублях и 33,1% в упаковках). Это не удивительно, так как в структуре универсальных косметических средств более половины рынка занимают бренды лечебной косметики. Из-за разнонаправленной динамики средства для тела (+5,5%) в денежном эквиваленте смогли сместить средства для лица (-2,9%) на 3-ю позицию.

Средства для ног (+8,7% в рублях и +10,0% в упаковках), а также средства для волос и кожи головы (+8,7% и +7,0% соответственно) показали наибольший прирост среди всех групп косметики. В стоимостном выражении снижение объёма реализации было отмечено только у средств для лица (-2,9%), в натуральном – у многофункциональных средств (-3,0%).

Селективная косметика

За первые девять месяцев 2018 года в аптеках было реализовано 14,8 млн упаковок селективных средств на сумму порядка 12,0 млрд рублей (в розничных ценах). Это на 1,6% меньше, чем за аналогичный период 2017 года, в стоимостном выражении и на 0,7% меньше в натуральном. Только 4 бренда сумели нарастить свои объёмы продаж относительно прошлого года.

Таблица 1. ТОП-10 брендов селективной аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля в руб.,

9М 2018 г.

Прирост

9М 2018 / 9М 2017

1

+1

La Roche-Posay

24,0%

+15,5%

2

-1

Librederm

23,7%

-7,9%

3

-

Vichy

19,6%

+0,2%

4

-

Avene

8,5%

+4,9%

5

-

Bioderma

5,8%

-15,9%

6

-

Uriage

4,6%

-3,2%

7

-

Mustela

2,5%

-19,8%

8

-

Filorga

2,0%

-20,2%

9

+1

Klorane

1,6%

+2,9%

10

-1

Lierac

1,6%

-30,6%

Бренд La Roche-Posay продемонстрировал прирост продаж на 15,5%, и «вырвался» на первую строчку рейтинга брендов селективной косметики. Косметические средства La Roche-Posay, разработанные на основе термальной воды, специально предназначены для проблемной кожи, поэтому около 35% продаж бренда занимают линейки Effaclar (специальная серия от прыщей, угрей и акне) и средства Lipikar (средства для лица против раздражений и зуда).

Librederm не смог удержать лидирующую позицию в категории селективной косметики: доля марки на рынке сократилась с 25,3% до 23,7% в стоимостном объёме сегмента. При этом продажи бренда уменьшились на 7,9% относительно 9 месяцев 2017 года. Заметим, что в упаковках на линейку Librederm приходится 47,0% от натурального объёма. Поэтому в настоящий момент Librederm можно назвать самой популярной маркой селективной косметики, которая появилась несколько лет назад и успешно конкурирует со «старожилами» аптечной селективной косметики. В линейку входит более 180 различных торговых наименований, но большую долю занимают средства для лица (37,0% в руб.).

Данный сегмент ощутимо изменился за последние годы. Брендообразующей маркой на протяжении многих лет являлся французский бренд Vichy. В январе-сентябре 2018 года объём продаж продукции под этой маркой незначительно вырос на 0,2% от объёма реализации в рублях, и расположился только на третьем месте, количество SKU в ассортиментных линейках за год выросло на 56 новых позиций. Всего в аптеках было представлено около 400 полных наименований бренда Vichy, средняя цена которых составила 1 265,8 рублей.

Шесть ведущих брендов селективной косметики отметились в январе-сентябре 2018 года снижением продаж в рублях, исключением стали марки La Roche-Posay (+15,5%), Avene (+4,9%), Klorane (+2,9%) и Vichy (+0,2%). В результате разнонаправленной динамики косметические средства Klorane переместились на 1 строчку вверх в рейтинге, сместив марку Lierac на 10-е место. Наиболее высокий темп снижения продемонстрировал бренд Lierac, который выпускает продукцию на основе растительных компонентов. Объём продаж средств под данной маркой снизился на 30,6% в основном за счёт падения продаж линейки косметики для мужчин Homme (-23,4%), средняя стоимость одного средства из которой составляет 1 825,8 руб./упак. На втором месте марка Filorga (-20,2%).

«Лечебная» косметика

Активная косметика, которая помимо решения эстетических задач обладает также и лечебным эффектом, занимает лидирующее положение на аптечном рынке. Основную долю в продажах данной группы ассортимента занимают позиции, используемые при растяжениях, ушибах, заболеваниях суставов воспалительного характера (12,3%), различных повреждениях и заболеваниях кожи – трещинах, ссадинах, порезах и ожогах (8,8%), для склонной к аллергическим реакциям кожи (8,2%).

На ТОП-10 брендов приходится 27,7% продаж категории активной косметики, что заметно ниже, чем в сегменте селективных марок (93,9%). При этом в аптеках реализуется порядка 808 различных брендов «лечебной» косметики.

Таблица 2. ТОП-10 брендов «лечебной» аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля в руб.,

9М 2018 г.

Прирост

9М 2018 / 9М 2017

1

-

Лошадиная Сила

5,5%

-6,4%

2

+1

Lactacyd

3,5%

+18,5%

3

-1

Алерана

3,2%

-7,6%

4

+2

Эмолиум

2,5%

+1,7%

5

-

911

2,4%

-1,1%

6

-2

Dry Dry

2,4%

-4,2%

7

+1

Боро Плюс

2,3%

+2,7%

8

-1

Софья

2,1%

-12,6%

9

-

Микостоп

2,1%

+11,1%

10

+8

Педикулен

1,6%

+45,2%

Первое место среди марок лечебной косметики удерживает «Лошадиная Сила», несмотря на снижение продаж на 6,4%. Около 55,9% объёма продаж бренда в рублях приходится на средства для тела.

На вторую строчку поднялся бренд Lactacyd, который представляет линейку средств для интимной гигиены, за счёт прироста продаж на 18,5%. Основной прирост торговой марке обеспечили наименования «Lactacyd Pharma Extra средство д/интим гигиены противогрибковое молочница/кандидоз 250 мл №1» (+42,1%) и «Lactacyd средство д/интим гигиены деликатное 200 мл №1» (+28,7%).

«Алерана» – косметический продукт, созданный для ухода за волосами и кожей головы. Поэтому 66,3% продукции, выпускаемой под данной маркой, – шампуни. В результате разнонаправленной динамики «Алерана» уступила вторую строчку и опустилась на третье место (-7,6%).

Максимальным темпом прироста отметился бренд «Педикулен» (+45,2%), который в январе-сентябре 2018 года сумел подняться на 8 позиций вверх, и занять 10-ю строчку рейтинга. Основной прирост линейке средств, предназначенных для терапии педикулёза, обеспечил шампунь «Педикулен Ультра шампунь 200 мл №1» (+71,5%). Из отрицательных изменений отметим снижение продаж бренда «Софья» на 12,6%. Также на 2 позиции вниз переместился бренд Dry Dry (-4,2%). Рейтинг покинуло средство для уничтожения вшей и гнид «Паранит» (-7 позиций вниз).

Масс-маркет косметика

Масс-маркет косметика на 35,3% состоит из универсальных средств и в большей мере предназначена для очищения (14,0%).

Изменения в рейтинге масс-маркет косметики заметно больше, чем в остальных двух группах. Не все лидеры сумели сохранить свои позиции. Продажи американской линейки средств для ухода за ногтями «Умная эмаль» сократились на 8,9%. В результате на вторую и третью строчку поднялись отечественные марки «Кора» и «Флоресан» (+1 строчка). А первое место традиционно заняла детская косметика Johnsons Baby (доля 9,5%).   

Таблица 3. ТОП-10 брендов масс-маркет аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля в руб.,

9М 2018 г.

Прирост

9М 2018 / 9М 2017

1

-

Johnsons Baby

9,5%

-10,5%

2

+1

Кора

4,7%

-1,3%

3

+1

Флоресан

4,7%

+21,4%

4

+3

Детский Крем

4,6%

+26,0%

5

-3

Умная Эмаль

4,4%

-8,9%

6

+2

Bubchen

4,1%

+17,8%

7

-2

Nivea

4,0%

+5,8%

8

-2

Моё Солнышко

3,8%

+3,3%

9

-

Neutrogena Норвежская Формула

2,7%

+12,1%

10

+10

EVO

1,9%

+45,4%

Большинство брендов, занимающих ключевые позиции рейтинга, показали положительную динамику. Так, бренд EVO продемонстрировал в отчётном периоде в рублях максимальный прирост (+45,4%), в результате чего попал в ТОП-10 на десятое место. Увеличения аптечных продаж бренду обеспечили «EVO Пантенол крем универсальный 46 мл №1» (+67,2%) и «EVO Пантенол помада гигиеническая 2,8 г №1» (+53,3%). Из положительных изменений также стоит отметить +3 строчки у марки «Детский Крем», продажи которой выросли на 26,0%. А вот у лидера рейтинга – Johnsons Baby — объём реализации наоборот сократился на 10,5%.

За год доля косметических средств для детского возраста в стоимостном объёме продаж увеличилась до 32,7% за 9 месяцев 2018 года. Шесть брендов из десяти выпускают специализированную продукцию для данного возрастного сегмента. 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.