От правильного выбора зубной пасты напрямую зависит здоровье наших зубов. Подбирать пасту следует индивидуально — в зависимости от состояния полости рта и целей использования: лечения или ежедневных гигиенических процедур. У зубных паст широкий спектр действия — удаление зубного налета, отбеливание или снижение чувствительности зубной эмали, освежающее и дезодорирующее действие, уничтожение патогенной флоры и болезнетворных бактерий.
На аптечных полках за 9 месяцев 2018 года было представлено 48 видов средств по уходу за полостью рта: зубные щётки и нити, ополаскиватели для полости рта, средства для чистки зубных протезов, жевательные пастилки и многое другое. Наибольшую долю в натуральном эквиваленте в сегменте средств для ухода за полостью рта занимают зубные пасты. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), за январь-сентябрь 2018 года пасты заняли 32,2% аптечного рынка в своём сегменте. На группу средства по уходу за зубными протезами пришлось 27,7% продаж в упаковках (кремы, гели, порошки, прокладки и другие специальные средства); 10,9% рынка заняли зубные щётки, включая электрические приборы и щётки, предназначенные для детей.
Далее более подробно рассмотрим категорию «Зубные пасты».
В розничном сегменте фармацевтического рынка реализуется широкий ассортимент зубных паст различных марок и объёмов упаковки: в январе-сентябре 2018 года потребителям был предоставлен выбор среди 1 099 полных наименований зубных паст, которые представляют 133 марки. Кроме того, на рынке присутствовало большое количество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например R.O.C.S., Lacalut и Splat, которые являются лидерами по объёмам продаж в денежном эквиваленте.
По итогам первых девяти месяцев 2018 года аптечные сети реализовали 12,4 млн упаковок зубной пасты на сумму 2 280,1 млн рублей (в розничных ценах). Объём продаж зубных паст сократился относительно аналогичного периода 2017 года в стоимостном выражении на 7,1%, а в натуральном выражении – на 5,2%. Средневзвешенная стоимость одной упаковки пасты за год снизилась на 2,1%, и составила 184 рубля.
Российский рынок зубных паст пополам разделён между российскими и зарубежными брендами. В упаковках пасты отечественного производства занимают 53,8% рынка. При этом в денежном эквиваленте из-за более низкой цены (167 руб./упак. против 204 руб./упак. у импортных паст) их доля ниже – 48,7%.
Согласно данным DSM Group, рынок зубных паст высоко концентрирован: на ТОП-10 производителей приходится 91,5% российского рынка зубных паст в стоимостном и 91,1% в натуральном выражении. Десятка лидеров осталась неизменной. У семи компаний упали объёмы продаж, наибольший темп снижения продемонстрировал лидер рейтинга – производитель «Еврокосмед» (-12,9%). Компания выпускает 4 бренда зубных паст. Отрицательная динамика объёма реализации обусловлена падением продаж бренда R.O.C.S. на 13,1% в денежном выражении.
Самый значительный прирост реализации — у компании «Премьер-Продукт» (+34,3%), ключевым продуктом которой является марка «Президент».
Рейтинг производителей по стоимостным объёмам продаж за первые 9 месяцев 2018 г.
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Производитель |
Доля от стоимостного объёма продаж, 9М 2018 |
Прирост (руб.) 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Еврокосмед |
25,2% |
-12,9% |
2 |
2 |
Dr.Theiss Naturwaren |
20,2% |
-5,6% |
3 |
3 |
GlaxoSmithKline |
17,6% |
-11,6% |
4 |
4 |
Сплат-Косметика |
11,3% |
-6,4% |
5 |
5 |
Премьер-Продукт |
4,9% |
+34,3% |
6 |
6 |
Вертекс |
3,4% |
+0,02% |
7 |
7 |
Colgate Palmolive |
3,2% |
+0,8% |
8 |
8 |
Концерн Калина |
2,2% |
-9,8% |
9 |
9 |
Gaba Produktion |
2,0% |
-6,3% |
10 |
10 |
Фармасофт |
1,6% |
-7,4% |
Бренды R.O.C.S. и Lacalut сохранили свои первые позиции в рейтинге торговых наименований. На третью строчку поднялась марка Splat, вытеснив «Сенсодин» из тройки лидеров. Максимальный темп прироста принадлежит бренду «Президент» (+34,3%), который принадлежит компании «Премьер-Продукт». Падение продаж продемонстрировали 7 брендов, наибольшее снижение было зафиксировано у брендов R.O.C.S. (-13,1%) и «Сенсодин» (-12,4%).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж за первые 9 месяцев 2018 г.
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Бренд |
Доля от стоимостного объёма продаж, 9М 2018 |
Прирост (руб.) 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|
1 |
1 |
R.O.C.S. |
24,8% |
-13,1% |
2 |
2 |
Лакалют |
20,2% |
-5,5% |
4 |
3 |
Splat |
10,7% |
-5,8% |
3 |
4 |
Сенсодин |
10,3% |
-12,4% |
5 |
5 |
Пародонтакс |
6,9% |
-8,7% |
6 |
6 |
Президент |
4,9% |
+34,3% |
7 |
7 |
Асепта |
3,4% |
+0,02% |
8 |
8 |
Colgate |
3,2% |
+0,8% |
9 |
9 |
Лесной Бальзам |
2,0% |
-8,8% |
10 |
10 |
Элмекс |
2,0% |
-6,3% |
Претендентом на попадание в рейтинг стала марка Biorepair, которая за год нарастила объём продаж на 14,9%.
На ТОП-10 по натуральным объёмам приходится 87,1% реализации. По итогам 9 месяцев положительную динамику продемонстрировали только два бренда: «Президент» (+30,1%) и Colgate (+4,1%). А вот лидер рейтинга – марка R.O.C.S., наоборот, потеряла 9,5% продаж, показав наибольшее падение реализации среди конкурентов.
Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж за первые 9 месяцев 2018 г.
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Бренд |
Доля от натурального объёма продаж, 9М 2018 |
Прирост (упак.) 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|
1 |
1 |
R.O.C.S. |
19,0% |
-9,5% |
2 |
2 |
Лакалют |
17,8% |
-4,5% |
3 |
3 |
Splat |
14,5% |
-8,1% |
4 |
4 |
Сенсодин |
8,4% |
-9,4% |
5 |
5 |
Пародонтакс |
7,2% |
-2,0% |
6 |
6 |
Лесной Бальзам |
5,0% |
-2,0% |
8 |
7 |
Президент |
5,0% |
+30,1% |
7 |
8 |
Colgate |
4,8% |
+4,1% |
9 |
9 |
Асепта |
3,5% |
-2,0% |
10 |
10 |
Mexidol Dent |
1,8% |
-8,5% |
Интересно посмотреть, совпадают ли предпочтения потребителей в зубных щётках с тем, какую пасту они приобретают.
Лидером среди зубных щёток, как и в пасте, является марка R.O.C.S. А вот на втором месте находятся зубные щётки под брендом Oral-B, зубная паста с тем же брендом даже не попадает в рейтинг ТОП-10.
Бренд |
Зубная паста |
Зубная щётка |
||
---|---|---|---|---|
Рейтинг |
Доля, упак. |
Рейтинг |
Доля, упак. |
|
R.O.C.S. |
1 |
19,0% |
1 |
22,2% |
Лакалют |
2 |
17,8% |
5 |
8,5% |
Splat |
3 |
14,5% |
4 |
11,1% |
Сенсодин |
4 |
8,4% |
16 |
0,4% |
Пародонтакс |
5 |
7,2% |
14 |
0,8% |
Лесной Бальзам |
6 |
5,0% |
10 |
2,3% |
Президент |
7 |
5,0% |
7 |
4,8% |
Colgate |
8 |
4,8% |
3 |
14,6% |
Асепта |
9 |
3,5% |
- |
- |
Mexidol Dent |
10 |
1,8% |
- |
- |